Храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, г. Таураге

Поминовение умерших

МОЛИТЬСЯ ЗА УМЕРШИХ – НАШ ДОЛГ ЛЮБВИ

Данная статья, написанная епископом Амвросием к Димитриевской родительской субботе, была опубликована в ноябрьском номере газеты «Православная Литва» (2022 г.).

Епископ Тракайский АМВРОСИЙ

Человек был сотворен Богом для райской жизни, вечности и бессмертия, но грехом Адама ввергнут в страдания, болезни и смерть. 

Реальность нашего нынешнего бытия такова, что оно заканчивается смертью. Мы видим на своем веку кончину других людей – близких нам и малознакомых, готовимся принять смерть сами. Христианство учит нас, что наша жизнь не заканчивается смертью, что за гранью бытия и небытия нас ждет жизнь вечная.

Каковой она будет – с Богом или вдали от Него, зависит от того, как мы прожили эту, земную жизнь: бездумно ли грешили или старались соответствовать тому высокому образу, который заложен Богом в каждом из нас.

Но не только дела и поступки при жизни определяют нашу загробную участь. Православная Церковь убеждена в том, что посмертное бытие любого человека может быть изменено к лучшему по молитвам людей, еще живущих. О такой возможности свидетельствуют многие места в Священном Писании и наследии святых отцов. На протяжении двух тысячелетий сложилась определенная православная церковная традиция поминания усопших, которую нужно отделять от языческих пережитков, до сих пор сильно укоренных порой даже в сознании верующих людей.

Какова же эта православная церковная традиция?

Существуют особые дни поминания недавно представшего перед Богом человека (новопреставленного). Во-первых, это третий день после смерти: именно в этот день принято хоронить умершего человека по православному обычаю – отпевать его. Связано это с тридневным воскресением Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Далее это девятый и сороковой день после смерти. Есть разные толкования в церковном Предании, почему именно эти дни отмечены особым вниманием. Некоторые из этих толкований соответствуют духу Православия, а многие относятся к числу апокрифических сказаний.

Важно помнить, что любые наши представления о загробном мире до известной степени условны и приблизительны. Ведь та «реальность» совершенно иная, нежели здешняя. Там нет времени, нет пространства в нашем физическом понимании, к ней нельзя подходить с земными мерками.

Поэтому нужно поминать почившего близкого чем чаще, тем лучше, и не только в «особые» дни. Сугубое поминание в девятый и сороковой дни не должно означать, что в сорок первый день, например, мы не должны молиться об умершем и вспомнить о нем теперь уже только через год после смерти, когда установлена очередная «значимая» дата поминовения.

Как нужно молиться об ушедшем в мир иной человеке? В православной литургической традиции существует специальная поминальная служба, которая называется «панихида». Она может быть совершена и в храме, и на могиле усопшего. Самое главное, в ней должен участвовать лично и молиться человек, который попросил священника совершить эту службу по своему близкому.

Абсолютно не соответствующим христианскому духу является обычай, когда кто-либо заказывает панихиду, а сам в ней не участвует. Ни чем иным как формальным отданием «долга» умершему это не является. Необходима наша личная, живая, слезная молитва вместе со священником, со всей Церковью о нашем почившем близком. Именно такое проявление любви приносит ему большее облегчение и прощение от Господа.

Помимо панихиды, Церковь совершает молитвы об упокоении усопших православных христиан на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Очень важно после кончины заказать в храме сорокоуст –ежедневное поминовение за Литургией в течение сорока дней. Существуют и более длительные сроки поминовения – полгода, год.

Также в годовом круге православных богослужений установлены особые дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся христиан, как умерших христианской кончиной, так и тех, кто были застигнуты внезапной смертью. Совершаемые в эти дни панихиды называются вселенскими, а дни, в которые совершается это поминовение, – вселенскими родительскими субботами.

Днем, когда по православному обычаю нужно посещать кладбища, является «Радоница», приходящаяся на вторник Фоминой недели, то есть примерно через десять дней после Пасхи.

Памятуя о том, как важно поминовение наших умерших близких за Литургией, мы не должны забывать молиться о них дома. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном камне, ни, тем более, в поминальном столе. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии облегчить свою участь.

Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — наш долг. Очень полезно читать дома о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день, поминать усопших на ежедневном молитвенном правиле и при чтении Евангелия.

Не только молитвами, но и делами милосердия важно послужить нашим усопшим: в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем, приносить на канун жертвуемую еду. Самый простой вид жертвы за усопшего – свеча, которая ставится о его упокоении.

Совершая все эти благие дела в помощь нашему почившему близкому – усердно молясь о нем, помогая Церкви, нищим, совершая другие добрые дела во имя его, мы не должны тщеславиться и ждать небесного воздания за это. Ведь молитва за умерших – наша обязанность любви. Регулярная молитва и добрые дела «умягчают» нашу душу, делают ее более восприимчивой к благодати Божией, а это значит, что когда мы в свою очередь предстанем на суд Божий, мы сможем в большей полноте вместить Царство Небесное, если удостоимся его.

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели