Храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, г. Таураге

История церкви

Храм 1874-2Ни одна публикация, когда-либо помещенная в местной литовской прессе, не была для таурагских православных столь горестной, как та, что появилась в номере газеты «Žemaičių balsas» («Голос жемайтийцев») от 18 мая 1925 года. Приводим ее дословно в переводе: «Объявление. Уездная управа сообщает, что 29 мая с.г. в 10 часов состоятся публичные торги (путем запечатанных конвертов) за материал, полученный от сноса (разрушения) бывшей православной церкви, находящейся в Таураге на Шоссейной улице, а также за имеющиеся вокруг нее ограды и фундамент здания. Этот материал оценен в 15 тысяч литов. Торги — на повышение этой суммы. Участники торгов должны внести 10 процентов от первоначально заявленной стоимости. Условия можно узнать по будням (указаны часы — авт.) в канцелярии Уездной Управы. Таурагская Уездная Управа».

Торги состоялись. Здание за сумму в 17 тысяч литов приобрели частные лица, один из них был человеком иудейского вероисповедания. Предусмотрительный местный раввин, рассчитавший все далеко вперед, посоветовал покупателю, прихожанину местной синагоги, отказаться от своего взноса в сделке в пользу Католической Курии. Покупатель, правоверный иудей, внял совету духовного наставника и свою долю перепродал. В журнале Литовской православной епархии «Голос» (№ 2, 1925 г.) об этой купле-продаже сообщалось следующее: «После войны русские церковью не пользовались. Во время войны ограда погоста была разрушена, и никто ремонта не производил. 29 мая уездное самоуправление, неизвестно от кого получив на это право (утверждают, будто бы распоряжением министерства), продало эту церковь за 17 тысяч литов. Купили ее по частям нотариус Б.Мисявичюс (столп Союза крестьян), Янкунас (поляк) и Кан (еврей). Как слышно, еврею Кану раввином приказано отказаться от этой покупки. Кажется, уже отказался? С 8 июня идет спешное разрушение церкви»…

Этот текст требует комментария. Священник Николай Фалевич, служивший с начала XX века в таурагской православной церкви во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в ходе Первой Мировой войны эвакуировался в Россию, как и большинство прихожан, в основном служащих таможни и других государственных учреждений и членов их семей. В покинутом здании храма немецкие оккупанты устроили интендантский склад. Недействующей церковь оставалась и после войны — в ней некому было служить. Правда, в 1921 году священник Николай Фалевич сделал попытку вернуться на родной приход, обратившись за таким разрешением к властям Республики. Но Департамент охраны граждан отказал ему в просьбе. По законам того времени право вернуться в Литву получали только те жители из покинувших страну по обстоятельствам военного времени, кто родился на ее территории. Священник Николай Фалевич был уроженцем Белоруссии. Если учесть, что он родился еще в XIX веке, а также и то, что до 1900 года Виленская и Литовская православная епархия включала в себя территории Виленской, Ковенской и Гродненской губерний Северо-Запада России, вполне естественно, что большая группа литовских священнослужителей в царское время не была и не могла быть уроженцами территории в границах вновь образованной Литовской республики (без Виленского края). В итоге о.Николаю больше так и не пришлось служить в родной епархии. Память о настоятеле хранима в нашем приходе. В Храме до сих пор есть икона «Остробрамская Божия Матерь», писаная на холсте масляными красками. На обратной стороне холста есть дарственная надпись: «Пожертвована женою Священника Стефанидой Львовной Фалевичъ 5.5.06». Надпись о дате соответствует 5 мая 1906 года (начало прошлого века). Стараниями прихожан были собраны средства на ремонт  иконы,  в 2012 году о. Алексий (Бабич) организовал ее реставрацию, вложив дополнительно в ремонт и свои средства, а в настоящее время она в красивом багете занимает почетное место в нашем Храме.

Оставаясь без духовного окормления, таурагские верующие пытались пригласить для совершения богослужений у себя в городе священников из других мест, но тщетно. Литовская епархия, в 20-е годы испытывавшая острый недостаток в клириках, долгое время была не в состоянии удовлетворить подобные, пусть даже и настойчивые просьбы. Приезжие священники наведывались в Таураге очень редко и служили в лютеранском молельном доме или в арендованных помещениях. И даже когда в город приезжал правящий архиерей владыка Елевферий, он вынужден был совершать литургии в частном доме, при этом большинство богомольцев располагалось на открытом воздухе. Местные власти постоянно напоминали православным, что церковь во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия была возведена на территории бывшего католического кладбища и из материала (каменных плит), приготовленного для строительства костела. И в 1925 году, когда вполне уместными могли бы стать торжества по случаю 50-летнего юбилея со времени освящения православного храма в Таураге, там состоялся аукцион по продаже церковного здания и его ограды. К этому времени таурагская община лишилась и мельницы в Лаздуоненай, и наделов земли, подаренной некогда царской казной.

Основание православной церкви в Таураге напрямую связано с географическим положением города. С 1795 года, то есть после третьего раздела Польши, этот пункт стал приграничным между Россией и Пруссией. До 1853 года российский окружной таможенный пункт находился на Немане, в Юрбаркасе (Юрбурге), но затем его форпост решили перенести в Таураге. В построенном здании таурагского таможенного штаба оборудовали временную православную церковь во имя святых Виленских мучеников. Ее настоятелем был назначен о. Константин (Баньковский). Этот пастырь служил в Таураге в течение 53-х лет. Правда, на два года о. Константин вынужден был покинуть приход: в период Русско-Турецкой войны 1877-1878 г.г. его призвали окормлять русское воинство в районе боевых действий. Его священнический труд на благо Отечества был отмечен высокими государственными наградами: орденами св. Анны двух степеней и св. Владимира. Сохранились сведения о том, что за время своего служения в Таураге протоиерей Константин Баньковский обратил в православие 148 католиков, 189 лютеран, 9 иудеев и более двух десятков атеистов. До сих пор в храме сохранилась память о первом пастыре местной общины. В алтаре церкви находится икона святого равноапостольного царя Константина. Дарственная надпись на латунной пластине гласит: «Своему настоятелю протоиерею Константину Баньковскому от прихожан за полувековое служение в Таурогенской церкви». Эту икону перенесли в нынешнюю церковь Виленских мучеников из той, канувшей в лету.

Начало строительства первой церкви в Таураге началось со сбора средств. Еще до того, как новый храм был возведен, приходу оказали помощь государство (правительство царской России) и отдельные благотворители. В 1869 году в пользу таурагской общины казна отписала ферму, дававшую 350 рублей годового дохода, в 1871 году последовал дар от крупного помещика, старосты церкви в Юрбурге (Юрбаркасе), князя Илариона Васильчикова, пожертвовавшего земельный клин в 1,5 гектара. В царское время императорская таможенная служба находилась в ведении Министерства внутренних дел России. За счет средств, отпущенных этим ведомством, и соорудили стационарную каменную православную церковь в Таураге, ее освятили 22 октября 1875 года во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Располагался храм на возвышенном живописном месте на въезде в уездный центр. Правда, как говорилось выше, прежде там находилось католическое кладбище. Именно поэтому, согласно Земельной реформе, проведенной в Литовской Республике, православные и лишились в 1925 году прав на это церковное здание, как и на участок земли в его ограде. В настоящее время на руинах старой православной церкви красуется городской дом культуры из стекла и бетона.

Только в 1930 году в Таураге прислали постоянного священника, уроженца Ужусаляй, иеромонаха Агафангела (Федорова), которому предстояло прежде всего заняться строительством новой церкви. В своем послужном списке пастырь пишет про свои труды: Храм 1952«…позднее переведен в Таураге, где моими заботами была построена церковь в честь свв.Виленских мучеников. После Таураге служил в Шкудах (Скуодасе) …» Храм в Таураге решили возводить на православном кладбище. Большое дело не обходится без трудностей. Надо сказать, что в межвоенное время Литовская православная епархия ежегодно подавала просьбы в Министерство просвещения республики о выделении государственной помощи на церковное строительство. Иногда такие просьбы удовлетворялись. На возведение церкви в Таураге в начале 1933 года власти отпустили 5 тысяч литов. К этому времени работы на строительной площадке велись уже полным ходом, расходы были велики, однако выяснилось, что бюджетных денег явно не хватало не только на продолжение стройки, но и на то, чтобы рассчитаться с подрядчиками за уже выполненный ими объем работ. Оценив ситуацию, Епархиальный Совет прибег к радикальному средству: он обратился с призывом к православным республики внести свою лепту в помощь таурагской общине. Всем миром удалось на православном кладбище завершить строительство каменной церкви. Правда, очень скромной — без колокольни, подсобных помещений. 4 июня 1933 года митрополит Елевферий (Богоявленский) совершил в Таураге чин освящения возобновленного храма во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

После первой мировой войны таурагский приход численно значительно уменьшился. Если в 1914 году в местной общине состояло 951 человек, то в 1938-м в ней было 256 богомольцев. Тем не менее, в 1937 году на кладбищенской территории, рядом с храмом, приход на свои средства сумел построить деревянный дом для клира, где и поселился священник Иоанн Семенов, к тому времени уже три года возглавлявший приход после иеромонаха Агафангела (Федорова). Отец Иоанн прибыл в Таураге сразу же после рукоположения его во иерея митрополитом Елевферием. До этого он закончил Русскую гимназию в Каунасе и там же — двухгодичные епархиальные Пастырские курсы. После получения духовного образования Иоанн Семенов в течение полутора лет был учителем в школе, а затем внял совету правящего архиерея, который предложил молодому педагогу принять священство.
Начатое в 1934 году пастырское служение о.Иоанна в Таураге на одном приходе продолжалось почти полвека. Церковь святых Виленских мучеников была действующей и во время Второй Мировой войны, не уменьшилось в сравнении с довоенным число ее прихожан. По отчетам, представленным в епархию о. Иоанном, в 1942 году в приходе числилось 264, а в 1944 году — 287 человек.

В 1951 году советская власть национализировала православную церковь в Таураге, в том числе приходской земельный участок и здание церкви. Прихожане не имели ни какого права по собственной инициативе даже ремонтировать церковь.

Отец Иоанн пребывал настоятелем таурагской церкви до конца 70-х годов XX века. В первые послевоенные годы его приход, как и многие другие православные общины в Литве, испытывали большие проблемы с выплатой налогов государству. А сам таурагский настоятель не избежал суровых санкций со стороны церковноначалия. Распоряжением правящего архиепископа Корнилия (Попова) от 12.10.1946 года о.Иоанн Семенов («бывший школьный учитель» — так он назван в этом документе) запрещался в служении «за отказ заплатить взносы в епархию». Что мог священник сказать в свое оправдание? В общем, запрет в служении с о.Иоанна вскоре сняли и разрешили ему вернуться на свой приход. В 1948 году при о.Иоанне таурагская община прошла государственную регистрацию, но в 1951 году государство отобрало права на землю и здание церкви, проведя ее национализацию. В тот период, отправляя отчеты в епархию, таурагский батюшка в графе «Источники содержания прихода» писал: «самообложение и пособия из Епархиального Совета». В 1956 году Иоанн Семенов был возведен в сан протоиерея и впоследствии награжден митрой. В 1986 году пастырь трагически погиб в автокатастрофе. Похоронен у стены алтаря своей церкви. На гранитной плите начертано:

«Молись прохожий, перед Богом,

За душу грешную мою,

Как я перед святым престолом

Молился за твою …»

В городе Таураге одна из улиц названа в память о нем. После  о.Иоанна приход святых Виленских мучеников непродолжительное время возглавлял о.Александр (Адомайтис), а сменивший его о.Вениамин (Савчиц) возглавил реконструкцию здания церкви, начавшуюся в 1988 году. Таурагский приход по примеру своих друскининкайских собратьев обратился за квалифицированной помощью к заместителю главного архитектора ленинградского музея «Эрмитаж» Владимиру Владимировичу Ефимову. В Ленинград были доставлены крупномасштабные фотографии таурагского церковного здания и его фрагментов. Имея на руках иллюстративный материал, архитектор представил несколько эскизов рестав​рации храма.

В предложенных специалистом вариантах трудно было узнать таурагскую церковь. В результате реконструкции от прежнего здания остались только его угловые колонны. Храм расширили, в подвальной его части оборудовали подсобные помещения, установили котел системы отопления. А увенчалась церковь куполом с металлическим покрытием. Все работы по дереву выполнила вильнюсская строительная бригада, а кирпичную кладку — таурагские мастера. Значительную помощь в реставрации и строительных работах оказали прихожане из Калининградской области.

Храм 2015

внешний вид храма до 2020 года

Кардинально изменился и внутренний вид церкви. До ремонта в ней стоял простенький, сбитый из фанеры иконостас. Конечно, он требовал замены. В то время в здании Успенского храма в Вевисе был складирован иконостас, по-видимому, ранее принадлежавший одной из ликвидированных в послевоенное время православных церквей. Скорей всего, бывшей Высокодворской (Аукштадварской). Руководивший ремонтными и строительными работами отец Вениамин сообщил о своей находке главе епархии архиепископу Викторину (Беляеву), и владыка разрешил перенести святыню, по существу безхозную, в Таураге. С тех пор там обрел свое место дубовый резной иконостас. Реконструкцию храма завершили в 1989 году, а в праздник Введения во храм Богородицы его освятили архимандрит Мефодий (Петровцы) и протоиерей Василий Новинский.

 

 

С 1989 по 1995 год приход окормлял о. Иоанн (Давкшис). Оживление религиозной жизни в Таураге стало заметным в начале 80-х годов XX века. В то время советские люди получили относительную свободу в исповедании своих религиозных убеждений. Большую роль сыграло и то обстоятельство, что этот районный центр Литвы, как в былые времена, заявил о себе, как о приграничном городе. Такая географическая ситуация стала следствием Второй Мировой войны, перекроившей карту Европы. Правда, если в царское время в нескольких километрах от Таураге проходила российско — прусская граница, то после Второй Мировой войны эта разделительная линия стала как бы прозрачной и именовалась границей между Литовской ССР и Российской Федерацией, в составе одной страны — СССР.

С 1995 года по 2003 год приходом руководил о. Алексий (Бабич), ныне игумен, настоятель Храма во имя Иверской иконы Божией Матери в г. Паланга. В 2003 году стараниями прихожан во главе с о. Алексием были оформлены документы по возврату в собственность прихода церковного земельного участка и здания церкви. Труды эти не из легких и требовали большого усердия и терпения занимавшихся этим делом прихожан и настоятеля. После о. Алексия приходом несколько лет руководил о. Олег (Штельман). Непродолжительное время прихожан духовно окормлял игумен о. Алексий (Рискин). Батюшка лично (частично на свои сбережения) заменил на приходском доме кровлю, сменив шифер на металлочерепицу. С 2010 года настоятелем прихода был о. Георгий (Ананьев). За время его служения была модернизирована система отопления церкви, отремонтированы внешние стены приходского дома и церкви, капитально отремонтирована верхняя часть здания церкви (световой барабан под куполом). Могу заметить, что все работы выполнены прихожанами, а настоятель только молился за работников. Руководил всеми работами староста прихода.

Внешний вид храма в начале осени 2020 года

В 2020  году в летнее время была произведена полная замена кровельного покрытия  здания церкви на новое. Большую часть средств на это важное дело выделило самоуправление г. Таураге. Произведена реставрация нескольких икон в храме, появились и новые, в том числе икона св. Пантелеймона и икона св. Спиридона — обе в красивых киотах. В октябре  2018 года закончена полная реставрация надвратной иконы Виленских мучеников, выполнен чин ее освящения и установка на прежнее место над входом в храм.  В период 2014 — 2015 годов значительно улучшился внешний вид территории прихода. В период 2019 — 2020 годы  шла планомерная замена деревянного ограждения территории прихода на новое металлическое. . Благоустроен участок православного кладбища у церкви. На начало 2018 года в трапезной приходского дома установлена красивая печь-камин, есть выставка фотографий. В 2020 году заменен на новый престол в алтаре церкви. Проект престола, финансирование его изготовления осуществил один из прихожан прихода (фамилия его есть в архиве церкви). Каркас выполнен из ясеня, верхняя плита из дуба, а крест из черного дуба с нишей для мощей. При замене его в старом, пришедшем в негодность престоле по причине своей ветхости, был найден крест с надписью о чине освящения престола в 1907 году. Этот крест сейчас находится в алтаре церкви в киоте. Освящение нового престола планируется в 2023 году.

С 1 мая 2022 года настоятелем прихода назначен  о. Антоний (Вайнутис). В июне — июле 2022 года проведена полная покраска наружных стен здания церкви, основание фундамета здания  по периметру облицовано керамической плиткой для защиты  его от разрушения непогодой. В это же время начато обучение церковного хора. Впервые с 2022 года в приходе подготовлены чтецы Апостола и певчие хора из числа прихожан.

После каждой службы в приходе проводятся трапезы во главе с настоятелем, идут духовные беседы и ответы на вопросы прихожан. С 2016 года в храме проводятся занятия с учениками школ г. Таураге по истории христианства в Литве и истории городской православной церкви. Занятия проводят подготовленные прихожане по благословению настоятеля прихода. Интересные материалы о жизни прихода публикуются на нашем  сайте: //taurage.cerkov.ru/
Приход в Таураге немногочисленный. С установлением границы между независимыми государствами Россией и Литвой, сюда практически перестали приезжать калининградцы: у них в области один за другим открываются новые храмы. Но есть в Таураге прекрасный, один из самых благоустроенных в литовской провинции храм, есть добротный, заново отремонтированный приходской дом с кухней, трапезной, комнатой для иерея и помещениями для гостей.

Историческая справка составлена по материалам книги Германа Шлевиса «Православные Храмы Литвы», издание 2005 г ., но частично не совпадает с ее текстом. Внесены незначительные поправки, удалены из текста книги некоторые эпизоды и неподтвержденные документами факты, а так же ошибки. Внесена в текст описания истории церкви часть информации, ранее не публикуемая. Работа по поиску документов и фактов истории прихода продолжается. Просим всех, кто имеет сведения по этому вопросу, присылать материалы на сайт или настоятелю прихода (см. раздел «Контакты» в меню сайта на главной странице)

Евгений Терентьев 

(1214)

17 мнений на “История церкви

  1. Виталий

    Спаси Господи В Советское время это был единственный храм где могли креститься и куда приезжали жители Калининградской области

  2. Сергей

    меня там крестили в 60х!Привезли из Советска.хотелось бы узнать по подробнее какого числа и года.Так как был маленький и ничего не помню.

    1. Admin Автор записи

      Сергей, здравствуйте!
      К сожалению, архив 60-х годов в церкви не сохранился. Попробуйте расспросить своих родных, кто участвовал в крещении, другой информации у нас нет. Спаси вас Господи!
      Администратор сайта.

  3. Алла

    Спаси Господи! Я тоже из Советска, Меня тоже крестили в этом храме в 1953г с именем Алла
    , примерно в октябре, интересно, сохранились ли документы?

    В

    1. Admin Автор записи

      Алла, к сожалению, ни каких метрических книг в архиве церкви нет. В 1953 году наша церковь уже два года была национализирована, все архивы были изъяты властью. Могу вам сказать, что скорее всего, вас крестил священник Иоанн Семенов, настоятель нашей церкви.
      Только в 2003 году произошла передача здания церкви, территории и приходского дома в собственность православного прихода.
      Спасибо за вопрос, Спаси вас Господи!

  4. Дмитрий

    Здравствуйте! Я из г. Советска и меня тоже крестили в этом великолепном храме в мае 1987 года, трехмесячным младенцем. По информации, которой удалось найти в интернете, крестил меня скорее всего отец Вениамин (Савчиц), крестные — Сергей и Ирина. Сохранились ли метрические книги за 1987 год? Очень хочу узнать дату крещения. Если Вам что-нибудь будет известно, сообщите пожалуйста. Спаси Вас Господи!

    P.S. По милости Божией несу алтарное послушание Соборе Трёх Святителей г. Советска. Очень рад, что удалось найти крестившего меня священника — игумена Вениамина.

    1. Admin Автор записи

      Дмитрий, здравствуйте!
      К нашему общему сожалению архив церкви в Таураге не сохранился. Нет никаких актов о передаче каких либо документов от одного священника к другому. Это беда и сегодняшних православных церквей. В Уставе РПЦ вопрос сохранности церковных архивов вообще не упомянут ни в одной его главе. Поэтому и нет ответственности у батюшек за сохранность церковных архивов.
      Спаси Вас Господи!
      С уважением, Евгений

      1. Дмитрий

        Евгений, большое Вам спасибо за оперативный ответ! Тем не менее, я несказанно рад тому, что мне известно место моего духовного рождения, а сегодня, к величайшей радости, стало известно и имя священника, от которого я принял крещение. На сайте Виленско-литовской епархии я даже нашел контакты игумена Вениамина, что при желании позволяет связаться с ним. Спаси Вас Господи Евгений!

  5. Наталья

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, моя прабабушка похоронена на кладбище г. Таураге, со слов родственников, возле храма, примерно в 1956 г. Возможно ли, найти её захоронение, может имеются какие-либо списки.

    1. Admin Автор записи

      Здравствуйте, Наталья!
      Можно пройти по кладбищу и посмотреть могилу. Но мы не знаем ни фамилии умершей, ни имени …
      С уважением, Евгений

  6. Наталья

    Евгений, спасибо за ответ! Курашева( Васильева) Мария Михайловна. Благодарю Вас!!!

    1. Евгений

      Здравствуйте, Наталья!
      Вчера прошел по православному кладбищу возле церкви. Могилу вашей прабабушки не нашел. Есть могила с похожей фамилией Мурашовы, год захоронения 1950. На табличке имена Сережа и Володя. Других данных нет. Но это не означает, что такой могилы не было. Большинство старинных захоронений без табличек, много заброшенных могил. Часть старых могил занята новыми захоронениями.

  7. Валентина

    Здравствуйте!
    Лет 10 назад от мамы узнала, что меня крестили в храме г. Таураге, в сентябре 1953 г. Прочла комментарии, поняла, что архивов нет…Спасибо большое, Евгений, что Вы отвечаете на просьбы людей. Я тоже родилась в г. Советске. Очень трогательно всё читать о храме. Божией Вам помощи!

    1. Admin Автор записи

      Христос Воскресе!
      Валентина, вы правы, архивоа нет. В 1951 году церковь в Таураге национализировали, все перешло к государству, как сама церковь, так и здания и участок земли. Можно предположить, что вся документация прихода так же была изъята.
      Сегодня все сохраняется, есть и ведутся все регистрационные книги.
      Реституция (возврат) собственнику, т.е. приходу церкви имущества с участком земли и всеми зданиями была осуществлена в 2003 году.
      Спаси вас, Господи! Воистину Воскресе Христос!
      С уважением, Евгений (староста прихода и администратор сайта).

  8. Krzysztof

    Благодарю Вас от всего сердца за то, что сегодня я смог увидеть Ваш храм не только снаружи, но и благодаря любезности администратора войти внутрь храма. Я благодарен за интересные рассказы об истории церкви и ее покровителях. Очень интересным опытом для меня стала возможность увидеть весь интерьер и отдельные иконы. Благослови тебя Господь!

    1. Admin Автор записи

      Уважаемый Krzysztof!
      Мы всегда рады гостям из соседних стран.
      Спаси вас, Господи!
      С уважением, Евгений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели