Храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, г. Таураге

Синай сегодня и всегда

 

       

Наше путешествие началось несколько часов назад, позади остался перелет через два моря и всю Европу. В  иллюминаторы мы видим раскиданные по поверхности земли кварталы египетских городов и их пригороды, сначала прибрежную Александрию и немного позже, в самой верхушке зеленой дельты Нила, Каир. Вдалеке, слева по курсу, проплывают смутные очертания извилистого водного пути Суэцкого канала. Где-то внизу направлены на нас стертые временем острия пирамид-усыпальниц бывших правителей этой страны – фараонов. Под нами – пейзаж пустыни.

Отсюда многие века назад Рамзес II отправил вослед отпущенному на свободу народу Израиля многочисленную военную погоню. Именно здесь начал свой путь к свободе этот народ. А сейчас наш самолет пересекает великий Нил, реку — кормилицу многих и многих поколений людей. Мы летим курсом на юго- восток, вдоль вод Суэцкого залива, пересекая наискосок сам залив. Именно здесь расступились по воле Бога воды Чермного моря, давая последний шанс на спасение беглецам от настигающих их преследователей. «… и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же им были стеною по правую и левую сторону» (Псал. 76:17-19). Армия фараона погибла вся в море, при попытке настичь беглецов. Вдалеке показалась гряда Синайских гор. Многие века назад эти горы стали целью пути этого народа. Сейчас их вершины скрыты облаками.

Снижение самолета на посадку заняло немногим более получаса, но за это время мы оказались во власти белой пелены плотных облаков. Самолет жестко трясло и бросало в воздушные ямы. В салоне прекратились разговоры,  наступила напряженная тишина. В иллюминаторах, как в кадрах кинофильма на секунды открывались картины географии этой горной страны.  Сквозь облако вдруг, как кинжал из ножен, выскакивала темная гора с ее острым, длинным и извилистым гранитным лезвием-вершиной. Сердце тревожно стучит. А через секунды мы вновь оказывались в белой пелене облака. Молюсь, и весь в надежде. И снова нам открываются картины глубоких ущелий, мы видим высохшие русла рек или потоков, когда-то бушевавших между гор. Среди острых зубцов гранитных скал нет растительности. Не видно признаков какой либо жизни в извилистых и узких плато между гор. Повсюду неизменно темно коричневый и серый цвет горного гранита. Бесконечность горных зигзагов. Безжизненная местность, мрачная по своему виду и настороженная к пришельцам. Какие события происходили здесь столетия назад? Ответ на это мы получим немногим позже, а сейчас в душе напряженное ожидание посадки и беспокойное любопытство к пролетающей под нами грозной опасности. Под крылом самолета неожиданно открывается картина зеленого оазиса, мелькают дома, улицы и голубые бассейны во дворах гостиниц, далее по курсу темно-синее море. Такого цвета не найдешь даже в компьютерной палитре. Плавный и крутой вираж в направлении полосы посадки, наш полет заканчивается, несильный толчок колесами самолета о ровный асфальт посадочной полосы, торможение, натянулись ремни безопасности, пилотам – аплодисменты пассажиров, остановка, и мы в неизвестной нам стране.

Наше первое путешествие началось с экскурсии в те места, где согласно Библии, избранный Богом народ израилев подвергал себя испытаниям на крепость своей веры. Если судить по тому, что мы видели с борта самолета, то это действительно местность и место для испытаний. Испытаний для тех, кто шел по ней к своей цели. Как можно было предвидеть успешным грядущий день, если кругом нет ни капли воды, нет ни зеленой веточки, нет места, где можно укрыться от палящего солнечного зноя? Какая вера и вера в Кого может дать надежду в благополучный исход дня, если кругом одна пустыня и безбрежное море гор? Каким же должен быть вождь народа, чтобы вселить в души каждого, кто оказался здесь, надежду на выживание? Автобус сделал первую остановку на выезде из города. На КПП его окружили вооруженные люди в разных формах одежды, гид попросил спрятать фотоаппараты. Вежливый молодой человек в сопровождении полицейского в белой форме, зайдя в автобус, попросил открыть всех паспорта и проверил у всех наличие визы. В окна автобуса смотрели очень загорелые люди в черной форме с автоматическим оружием, и улыбались нам. Я помахал им рукой и получил в ответ дружелюбный жест. Мы отъехали от города и моментально пропала какая либо растительность. Мы в пустыне. Автобус летит по ровному и узкому шоссе.

Мы движемся по южной части Синайского полуострова, с его песчаными холмами причудливой формы, цвета и очертаний. Изредка видим небольшие вереницы медленно идущих верблюдов. В каждой группе по одному погонщику. Неизвестно, откуда они идут и куда направляются. В их движении по пустыне – эпизод из жизни ушедших в прошлое многих поколений живших здесь людей. По сторонам от дороги безжизненная зона в виде ровного слоя песка и россыпи одинаковых размеров небольших камней. Среди них кое-где видны мелкие кусты высохшей растительности. Вряд ли она пригодна для поедания какими либо животными. В слабое доказательство этому в нескольких метрах от кромки дороги показались коричнево — серые холмики. На них сидят большие птицы. Автобус идет с большой скоростью, и я смог только на короткий миг различить бесформенные очертания мертвых тел верблюдов. Стало как — то не по себе. До начала горной дороги эта картина повторилась еще и еще раз. Что здесь произошло, почему умершие животные лежат ровными рядами вдоль шоссе? Поистине неизвестная для нас страна.

Мой взгляд фиксировал все незнакомое и неожиданное. Вот в сотне метров от шоссе вижу площадку с какими-то машинами. Похожи на поставленные на задний борт одноосные автомобильные прицепы с большими колесами, а их стыковочные фаркопы непомерной длины направлены вертикально вверх и имеют утолщение на своем окончании. Автобус увеличил скорость, гид зорко смотрит на пассажиров в салоне, а я все же рассмотрел на этой площадке артиллерийскую батарею, а бегущий от нее человек в военной форме не давал сомневаться в этом выводе. Не важно, сколько там стояло орудий. Со спутника видна вся наша планета и очень даже подробно. Фотоаппарат мой был в чехле, гид успокоился и мы едем дальше. Справа от дороги показались невысокие, одинаковой формы каркасные арочные строения. Расположены они были несколькими ровными рядами. Это ангары для малогабаритной техники. Все огорожено колючей проволокой, людей не видно. Земля эта в военной готовности, полигон для испытания военных возможностей человека. Не так далеко мы ушли от времен быстрых маршей фараоновских колесниц и колонн рабов в египетские рудники на Синае. Сменилась техника и методы уничтожения друг друга, а в рабство мы теперь идем сами безо всяких конвоиров. И все так же мы агрессивны и жестоки, и не думаем меняться. …Автобус едет без остановок, характер местности меняется, приближается горная гряда.

Горы начались неожиданно, потемнело – мы в тени высоких гранитных скал. Скорость движения стала меньше и можно более подробно рассмотреть природу и географию того места, где мы находимся. С небольшой ошибкой можно предположить, что именно по этому пути вел свой народ много веков назад и даже тысячелетия назад легендарный Моисей. Внимательно всматриваюсь в природу гор. Отчетливо видны разломы в каждой скале, их структура как на уроке географии. Здесь и толстые слои горного гранита от серого, коричневого, розового и желтого цвета, менее тонкие — зеленоватого полевого шпата, а так же медная лазурь голубого цвета. Есть кальций с вариациями его цвета – от охряного до белого. Все это смешано с серыми пластами спрессованного и окаменевшего вулканического пепла. Невольно приходит мысль о миллионах и миллионах лет истории нашей планеты. Какое место мы занимаем в этих миллионах? Человечество, как песчинка в этом гигантском нагромождении камня, песка и породы. А что мы знаем про историю своей песчинки? Наше движение стало еще медленнее, встречный поток машин не давал расслабиться нашему водителю. Крутые повороты дороги изменяют картину виденного из окна. Если с левой стороны проплывает мимо нас отвесная скала, то справа открывается вид на глубокое ущелье. До кромки дороги и каменной бездны – считанные доли метра. Внизу четко видно ровное и извилистое дно высохшего русла с россыпью крупных камней. Признаков воды нет. На наш вопрос гиду, где же здесь вода, он отвечает – дождей в этом крае не было уже три года. Мы довольно близки к цели нашего путешествия.

Слева от шоссе на расстоянии сотни метров видим два небольших сооружения из светлого камня. Расположены они на небольшом возвышении и очень хорошо видны издалека. В одном из сооружений находится могила еще одного исторического лица давно ушедшей эпохи. Это родной брат Моисея красноречивый Аарон. Как сказано в Ветхом Завете, именно он был включен в делегацию на переговоры с фараоном об освобождении израильтян из египетского рабства. Читавшие Ветхий Завет знают, Кто назначил Аарона в помощь Моисею для переговоров с правителем Египта. Воистину можно устрашиться таких поручений. Уж очень тяжела ответственность за данное от Него поручение и его исход. Но мы знаем, что Моисей и Аарон справились с этой задачей, хотя и не с первого раза. Через час пути автобус останавливается на парковочной площадке. Мы прибыли к месту, очень хорошо описанному в Библии. Очень коротко можно определить значение его: многие и многие века назад на этой дикой и заброшенной земле произошло одно из самых выдающихся событий – священный договор Бога и народа, ставший основным моментом в мировой истории человечества. «… и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу» (Исход 19, 2- 3). Недалеко отсюда находится гора Моисея (по Библии гора Хориву) высотой 2285 метров. Вдали от нее – монастырь святой Екатерины на горе высотой 1570 метров, и гора с одноименным названием высотой 2642 метра, самая высокая гора Синайского полуострова. Мы находимся перед высокими крепостными стенами этого монастыря. В спокойном величии стоят вокруг монастыря неприступные горы с их отвесными скалистыми склонами. Полуденное солнце ярко освещает их почти вертикальную и неровную поверхность. Цвет поверхности скал – чуть ли не золотой. В этом гигантском каменном мешке стоит молчаливо крепость – монастырь и взирает с укором на мирскую возню у его стен. На площадке перед воротами расположены киоски с различными товарами. Шумные арабы — египтяне зазывают к себе проходящих в монастырь туристов. В большинстве своем здесь предлагают сувениры, журналы и конечно, церковные товары. Вот вижу, как продавец высоко поднял икону с изображением Христа, громко предлагает ее купить, называя цену. Загорелые пальцы руки плотно охватили лик Христа, икона перевернута и снова брошена на прилавок. Сказать нечего, у них свой Бог. Меня дергает за одежду мальчишка – попрошайка, просит что-либо. Отдаю бутылку с водой. Счастливый, он убегает в сторону, за ним моментально погоня его сверстников. К нам приближается целая толпа арабов, но уже более взрослых. Срочно скрываемся за монастырскими стенами. Местных внутрь не пускает охрана. Комплекс монастыря включает в себя много зданий, сооружений, многочисленные часовни и конечно, Храм Преображения Господня. Мы движемся в узком коридоре высоких стен строений. Плотный поток туристов не дает возможности внимательно все рассмотреть. Но основное впечатление – мы находимся в средневековом поселении, с различной архитектурой. Узкий коридор стен приводит нас к каменному возвышению, на котором видим вечнозеленый и вечный в прямом смысле этого слова большой куст. Это и есть Неопалимая Купина.«…И у видел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исход 3, 2). Вижу толпу туристов, окруживших подножие куста, тянущиеся к ветвям их руки. Многие стараются подпрыгнуть, чтобы достать до нижних ветвей. Их кончики уже без листвы, результат алчности и безграмотности приходящих сюда ранее и сейчас «паломников». Усталый грек – монах  старается отогнать от куста туристов. На время это ему удается. Моисей, получая от Бога его первое поручение, снял свои сандалии перед этим кустом, ибо место это было свято. «Сними обувь свою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3-5). Свято оно и сейчас, но для кого? Понимаем ли мы, куда пришли? Что мы здесь забыли? В душе моей стоит молитва: «Господи, прости нас грешных!». С осторожностью обхожу стороной Неопалимую Купину, ибо сознаю – не достоин быть здесь. Ветви куста замерли в долгом ожидании кого-то. Я так и не заметил ни единого движения его ветвей или отдельных листьев. На наше здесь появление он не реагирует. Не нас он ждет. Для него мы – туристы, и не более. В Храм Преображения Господня мы зашли три раза подряд. Виной этому был нескончаемый поток туристов, который различными методами регулировала охрана монастыря. Под эту систему мы и попали, когда нас попросили выйти из Храма два раза подряд. На третий раз нам удалось в нем остаться. В центре Храма собралась молчаливая и довольно большая группа верующих для благословения их священником. Стояла тишина, все ждали его выхода. Он появился неожиданно, устало оперся о высокий стул в зале, вытер рукой свое лицо. Одет был в черную выцветшую одежду. На нас он не обратил никакого внимания. На греческом прочитал короткую молитву и дал знак другому служителю внести в зал нетленные мощи святой Екатерины. Верующие торопливо прикладывались к ним и получали в дар металлическое колечко с символами монастыря. Получил его и я. У нас осталось немного времени, чтоб обойти зал церкви. В Храме все это время было очень тихо. Отраженный от окружающих монастырь гор солнечный свет проникал через окна, освещая мозаику Преображения. «… просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матфей, 17:2) Нам посчастливилось побывать и в библиотеке монастыря. Монах – кассир, узнав, что мы православные, назначил нам символическую цену за вход в нее, уменьшив ее в 10 раз. Для нас, туристов, библиотека не являлась в прямом ее назначении а, скорее всего, была редкостным музеем. Мы не могли получить в ней ни единого экземпляра для ознакомления или чтения. Мы не были и не могли быть ее читателями. Но многие экземпляры церковных книг и редкостные иконы периода иконоборчества мы смогли посмотреть под стеклом витрин. Оттуда на нас смотрели лики святых и Христа, желтым или золотым цветом отливали оклады священных манускриптов. Сколько тысяч священников держали в руках эти молитвенники? Какое количество раз прочитано их содержание? Строгий взгляд Христа не давал развиться у нас безмерному чувству любопытства. С иконы смотрит на нас Всемилостивый и в то же время Строгий Иисус Вседержитель. Икона 7–го века, написанная восковыми красками в византийском стиле. На другой иконе изображена сидящая на троне Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мы видим по бокам от нее святых Теодора и Георгия, одетых в военную форму. Икона мастеров сирийской школы, 6-й век. А самый ценный манускрипт библиотеки «Сирийский кодекс», копию 5-го века, мы так и не видели. Все духовное богатство библиотеки увидеть невозможно — коллекция ее содержит 5 000 книг и порядка 2 000 икон. Выходили мы из этой сокровищницы с чувством, как будто прикоснулись к эпохе зарождения христианства. Окончанием экскурсии стал неторопливый спуск от монастыря к месту стоянки автобуса. По пути вниз нас обгоняли погонщики красиво снаряженных молодых верблюдов, предлагая нам поездку к автобусу на оставшиеся 200 метров пути. Вежливо отказываемся, получая в ответ их громкие эмоции на арабском. Еще и еще раз окидываю взглядом окружающую монастырь горную твердыню. Построенный по приказу византийского императора Юстиниана, монастырь единственный в мире ни разу не подвергся разрушению. Его покровителями были основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, и даже Наполеон. Вглядываюсь в недалекие вершины гор, где стоит гора Моисея, на которой он получил от Спасителя скрижали веры. «И сошел Моисей к народу, и пересказал ему. И изрек Бог слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, … Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 19, 25; 20,2:3) На это святое место есть отдельная экскурсия, но в этот раз мы не смогли там побывать. Знаю только некоторые отзывы побывавших там «паломников». Один из них восторженно воскликнул: «… и теперь я святой!» Но есть и более сдержанные и в основном положительные отзывы. Об истории монастыря святой Екатерины, как и о самой святой, написано много литературы. Желающие всегда могут найти ее в библиотеках своих приходов. Мы же, побывавшие там, надолго будем хранить память о посещении тех мест, где человечество получило от своего Творца правила разумной жизни на земле.

 Евгений Терентьев

Фотогалерея рассказа:

This slideshow requires JavaScript.

(63)

2 мнений на “Синай сегодня и всегда

  1. Александр

    Прекрасный рассказ, огромное спасибо автору, моему другу и однокашнику, Евгению. Я тоже посещал данное святое место и перечитывая текст, вновь и вновь возвращался туда в своих воспоминаниях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели