Храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, г. Таураге

О пустословии

О пустословии

Давайте взглянем, что о пустословии говорят святые отцы? К примеру, Иоанн Лествичник пишет:

«Не следует нам без разбора вступать в сношения с другими людьми, чтобы не понести ущерба от каких-либо соблазнительных бесед, но паче надобно презирать всё суетное ради красоты и благотворности прелюбезной и пресладкой добродетели — трезвения».

Что происходит с нами, людьми, которые веруют во Христа, читают духовные книги, и, тем не менее, теряют благодать через пустые разговоры.

Пустую болтовню мы склонны воспринимать как обычное дело. Как вполне естественное состояние. Мы так живем.

Мои ровесники и люди более старшего возраста застали в своей жизни таких бабушек и дедушек, которые предпочитали молчать, а не говорить много.

Этот опыт даёт нам понимание, что, оказывается, и так можно жить — без лишней болтовни. И это нормально. Но если мы не застали такие времена и таких людей, то мы просто понятия не имеем, что можно жить по-другому.

Для современных людей естественно состояние постоянной болтовни. Состояние постоянного обмена пустой, бессодержательной, никчёмной, непроверенной информацией. Вдобавок к этому регулярное оценивание и осуждение других людей. И в этом состоит наша жизнь.

Сейчас это нормальная ситуация. Постоянно говорить никчёмные речи. Сейчас у нас полная нищета. Я не деньги сейчас имею в виду. А благодатные дары. Не в том ли дело, что мы постоянно пустословим? Ведь и апостол Иаков говорит, что человек, который не может обуздать свой язык, не может начать духовную жизнь, потому что сам язык его воспламеняется от гиены.

И поэтому все эти беседы, которые мы ведём, приводят наши сердца к стремлению к удовольствиям этого мира.

Вот мы поговорили с человеком о его жизни, о его детях и, поговорив об этом, мы подумали: «Какие у него дети — умнички, занимаются с репетитором. Надо и моим найти репетиторов». Или «Она сказала, что купила хорошую кофемашину. А что, собственно, плохого, если я тоже такую кофемашину куплю». Человек начинает размышлять об этом.

Эти двое говорили не про Бога, они говорили не в контексте Священного Писания. Их мысли и их фразы вращались вокруг мирских вещей.

А поскольку мы пока ещё не чисты умом, мы только учимся быть христианами, после подобных бесед начинаем думать: «А что грешного в том, чтобы жить мирскими заботами? Надо посерьёзнее отнестись к миру. Надо сделать новый ремонт».

И человек поражается страстью — отдать ребенка в школу фигурного катания или фехтования, где, по его мнению, ребёнок будет развиваться не хуже других.

Что плохого в этом? Ничего. Но ты же не обратился к Богу. Помолись и спроси: «Господи, как Ты к этому относишься?» Но поскольку ты этим никогда не занимался, ты и не уловил, как тебе лучше поступить. А, если бы помолился, то сердце бы успокоилось, и пришла бы мысль: «Да не надо никакого фигурного катания. Пусть дома книжки читает».

Или загорается ум человека каким-то внезапным желанием. Друг рассказал ему о своём новом автомобиле. Он так о нём рассказал, что мне тоже захотелось. Или проходимость хорошая, или очень экономичная, или очень быстрая. И я тоже захотел такую же. И что в этом плохого? У меня, правда есть машина, но её давно пора поменять. Денег, конечно, нет сейчас, но можно взять кредит…

Он ничего плохого мне не говорил. У нас был вполне адекватный разговор. Но я стал вожделеть. Я начинаю думать об автомобиле всё больше и больше. И чем больше я размышляю, тем больше эта мысль кажется мне правильной. Эта мысль полностью овладевает мной. Пока я не покаюсь и не помолюсь о том, что со мной происходит.

Эта мысль терзает меня. В моей душе больше нет мира, нет молитвы.

Или терзает мысль: дом хочу. Ну, что в этом плохого? Я всё свободное время мечтаю о нём. Мысленно уже заложил фундамент, сделал кладку, вообразил, какие там будут комнаты.

Что плохого в этом? Ничего. Но ты потерял мир. Ты потерял молитвенное состояние. Ты потерял присутствие Бога.

И со временем это выражается в том, что напряжённость духовной жизни снижается, молиться всё неинтереснее, читать Писание не хочется, размышлять о нём тоже. И время, и энергия тратятся на ситуации, связанные с этим желанием. Человек строит дом, выбирает машину, покупает лодку… В этой суете он даже не сразу заметит, что его устремлённость к Богу становится всё меньше и меньше.

Бог милостив и поэтому Он не оставляет человека. И, благодаря этому милосердию, человек не замечает, что является уже неверующим.

Одна женщина как-то написала в своём письме, что они с мужем потеряли всё, и даже не поняли, как это произошло. Они перестали быть христианами, когда начали позволять себе одно, второе, третье. А начиналось всё с тех самых бесед.

В Писании есть такие слова:

«Злые беседы растлевают добрые нравы».

И мы с вами часто бываем расслабленными и несобранными, потому что много и пусто разговариваем. О мирском.

Автор священник Дмитрий Смирнов

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели